История Петербурга. Часть 5.

В нaчaлe XVIII вeкa Aдмирaлтeйствo являлoсь тoлькo кoрaблeстрoитeльнoй верфью, для защиты которой еще при Петре I были сделаны земляные бастионы и рвы. Позднее необходимость в бастионах совершенно отпала, и вместе с тем изменилось и само назначение здания: из чисто промышленного оно превратилось в административно-общественное сооружение, так как, помимо верфи, в Адмиралтействе размещались разные учреждения Морского ведомства. Эти обстоятельства заставили Захарова в корне перестроить обветшавшее старое здание, от которого сохранил только башню, построенную Коробовым.

Учитывая центральное местоположение Адмиралтейства в Петербурге, Захаров обратился к наиболее торжественным формам классицизма – к колоннадам и аркам. В результате расчленения здания, растянутого на 400 с лишним метров, появились многоколонные портики, угловые и промежуточные ризалиты и монументальные арочные павильоны, выходящие на Неву. Через эти павильоны под арками проходил внутренний канал, и, следовательно, эффект арок еще более усиливался благодаря отражению в воде. Внутренний адмиралтейский канал использовался для снабжения кузниц водой и для доставки строительных материалов на верфь. С уничтожением верфи канал был засыпан, в силу чего павильоны значительно проиграли в архитектурном эффекте.

Захаров скончался в 1811 году, не доведя до конца своего грандиозного сооружения. Но вместе с ним и на смену ему выдвигался другой великий архитектор-градостроитель – Росси. Последнему и досталось окончание работ по сооружению центральных площадей Петербурга. На месте уничтоженных адмиралтейских бастионов Росси разбивает бульвары из лип, которые, обходя Адмиралтейство с трех сторон, кончаются у Невы причалами со львами и вазами.

В 1819 году Александр I поручает Росси, как уже испытанному мастеру, одновременно со строительством Елагинского дворца сооружение второго корпуса Главного штаба. Хорошо понимая преимущества симметричного криволинейного очертания площади, Росси почти в точности повторяет корпус Фельтена, а в центре, чтобы ответить главному входу в Зимний дворец, создает свою знаменитую арку. Вероятно, Росси же подал идею постановки в центре площади Александровской колонны, так как на генеральном плане реконструкции площади, относящемся к 1819 году, карандашом было намечено основание колонны. Однако Александровская колонна стала реальной строительной задачей только после смерти Александра I. В 1829 году Монферран начал работы по сооружению колонны, а в 1834 году произошло открытие этого замечательного монумента.

Одновременно с реконструкцией Дворцовой площади Росси построил громадный Михайловский дворец, от которого к Невскому проспекту была пробита Михайловская улица. Но еще больший размах получили работы великого зодчего над комплексом Александринского театра, в связи с осуществлением которого появились две площади и всемирно известная Театральная улица, оформленная в одном ордере.

Строительство корпусов Сената и Синода, объединенных аркой, перекрывающей Галерную улицу, хотя и представляло собой весьма интересную и сложную задачу, он не увеличило архитектурной славы Росси, так как композиция этих двух зданий все же не получила полного единства.

Измученный интригами и чувствуя приближение творческого бессилия, Росси решил устраниться от дел и последние 15 лет своей жизни был свидетелем того углублявшегося упадка архитектуры, который происходил в середине XIX века во всех капиталистических странах Европы, захватив напоследок и Россию. На фоне упадка архитектурного искусства лишь одно сооружение продолжало строиться в духе уходящих традиций русского классицизма. Это был громадный Исаакиевский собор, начатый Монферраном в 1817 году и оконченный им же в 1857 году. Могучие купола Исаакиевского собора превосходно вписались в силуэт Петербурга, дополнив собою шпилеобразные башни своими монументальными формами.

По материалам книги:   А.В. Бунин “История градостроительного искусства”.

Также полезную и интересную информацию про достопримечательности Санкт-Петербурга вы можете найти на сайте Суточно.ру. Если вы хотите посетить этот город, то выберете роскошные квартиры посуточно в Санкт-Петербурге.

9 марта 2010   автор: Hacbka    Код города

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.