История Петербурга. Часть 4.

В 1769 гoду был утвeрждeн, сoстaвлeнный пoд рукoвoдствoм Бeцкoгo и Aлeксeя Квасова новый проект планировки Петербурга. Согласно этому проекту, планировочный костяк Петербурга не подвергался решительным изменениям. Главное внимание обращалось на площади, так как потребность в рыночных площадях, а также площадях военных парадов остро ощущалось.

И вот в различных районах города – перед гостиными дворами, соборами, у въездов в город, а также и у мостов через реки – намечаются новые площади. Громадная полукруглая площадь проектируется у самого въезда в столицу со стороны Екатерингофа и Стрельны; близ нее разбивается квадратная Театральная площадь, на которой впоследствии Тома де Томон построил здание Большого театра, и, наконец, перед Зимним дворцом появляется округленное очертание Дворцовой площади.

Это последнее событие имело немаловажные последствия, ибо в 1779 году Академия художеств объявила конкурс на застройку Дворцовой площади, и Фельтен, получивший на конкурсе первую премию, построил здание Главного штаба по заданному криволинейному контуру площади. Поскольку дома, стоявшие вдоль Мойки, не подлежали сносу, постольку Дворцовая площадь получила несимметричные очертания.

С именем Фельтена связано сооружение невских набережных, создавших целую эпоху в этой области городского строительства. Отлично понимая, что Петербург не может оставаться низко-этажным городом и что набережные Невы требуют монументальной и высокой застройки, Бецкой испрашивает у Екатерины II разрешения строить дома в 10 сажен. Следует сказать, что главной причиной перехода от малоэтажной застройки к многоэтажной было желание повысить экономическую эффективность всего петербургского городского хозяйства. Не следует забывать, что Петербург, широко разбросанный на громадном пространстве и вдобавок застроенный одноэтажными домами с разрывами, стоил стране огромных средств. Поэтому одним из условий работы комиссии Бецкого было ограничение территориального роста города за счет уплотнения застройки и повышения этажности.

Большой успех невских набережных Фельтена повлек за собой облицовку гранитом других каналов и рек.

Екатерининский канал, Фонтанка, Мойка, Крюков канал и даже бастионы Петропавловской крепости в 1770-х и 1780-х годах получают прекрасную каменную облицовку.

В 1782 году при огромном стечении народа произошло открытие памятника Петру I работы Фальконе. Помимо Фальконе, которому принадлежит общая композиция, над памятником работала целая группа скульпторов и архитекторов, объединенных руководством И.И. Бецкого. Ученица Фальконе Мария Коло вылепила голову Петра, Гордеев вылепил змею у подножия лошади, а после отъезда Фальконе из России над архитектурным оформлением памятника работал Фельтен.

Стрелка Васильевского острова занимает в Петербурге одно из самых заметных и значительных мест, а между тем вплоть до начала 19 века ее планировка и застройка были хаотическими. При Елизавете Петровне на самой стрелке помещался помост для фейерверков. Но, разумеется, этим не решалась композиция стрелки. Попытки оформить раздвоение Невы фундаментальными зданиями были сделаны в 70-х и 80-х годах 18 века. Сюда относятся проекты Академии наук, Монетного двора и Биржи. Первые проекты не получили одобрения как явно несостоятельные, но Биржа Кваренги была заложена в 1784 году и через 10 лет с небольшим выведена под крышу. Однако Кваренги не удалось закончить здание. Биржа Кваренги представляла собой обычное петербургское здание, стоявшее в общей шеренги с соседними корпусами и не совпадавшее с осью симметрии стрелки.

В 1804 году, не считаясь с произведенными затратами, Биржу сломали и постройку нового здания передали Тома де Томону. Заслуга Тома да Томона в первую очередь заключалась в том, что он трактовал свою Биржу в качестве главного сооружения Васильевского острова, как часть большого ансамбля, включавшего в себя и Неву.

Одновременно с Биржей шло строительство Адмиралтейства и Казанского собора. Над первым работал Захаров, а над вторым – Воронихин. Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах, открыл собой новый этап в архитектуре купольных сооружений, свободных от подражания куполам собора св. Петра в Риме и парижского Пантеона Суффло.

И вместе с тем Казанский собор, как и построенное одновременно с ним здание Горного института, прекрасно вписывается в ансамбль окружающей застройки. Проектируя Казанский собор, Воронихин хотел создать у Невского проспекта полуциркульную площадь-нишу и вместе с тем отодвинуть купол собора в глубину, чтобы иметь возможность рассматривать его на значительном расстоянии. Полукруглая площадь Казанского собора представляет собой чрезвычайно интересную композицию. Ее размер площади отвечает классическому правилу, согласно которому высота колоннад должна составлять ¼ диаметра площади. Прекрасная криволинейная галерея из коринфских колонн обходит полукруглую площадь и кончается двумя оригинально скомпонованными прямоугольными проездами, в просвете которых виднеются Екатерининский канал и Казанская улица.

По материалам книги:   А.В. Бунин “История градостроительного искусства”.

Продолжение здесь: http://www.arhinovosti.ru/2010/03/09/istoriya-peterburga-chast-5/

24 февраля 2010   автор: Hacbka    Код города

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.