Замминистра юстиции: проблема не в госреестре, а в сознательных действиях регистраторов

04.08.2017, 15:55
Нaтaлья Кушнир67840Зaмминистрa юстиции: прoблeмa нe в гoсрeeстрe, a в сoзнaтeльныx дeйствияx рeгистрaтoрoвФoтo: МинюстABCnews пoбeсeдoвaл с новой замминистра юстиции Еленой Сукмановой, ответственной за работу госреестров и антирейдерской комиссии министерства

На днях министр юстиции Павел Петренко официально представил общественности своего нового зама, который будет отвечать за вопросы госрегистрации. Им стала юрист со стажем Елена Сукманова. ABCnews пообщался с ней и попытался выяснить, чем она собирается занимается в ближайшее время на новом посту, как будет бороться с «черными нотариусами» и зачем ей вообще было переходить с хорошей, высокооплачиваемой работы в бизнесе на место чиновника с соответствующим окладом

Елена, расскажите о вашем опыте работы? Как вы оказались на должности замминистра юстиции?

Я работала в бизнесе 20 лет и никогда не думала, что пойду на госслужбу. Мой опыт работы можно поделить так: первые 10 лет это был собственный юридический бизнес, мы специализировались в таких сферах как недвижимость, инвестиции, земельные правоотношения, строительство, следующие 10 лет я руководила юридическими департаментами в банках и финансовых учреждениях, это был несколько другой виток. И всегда в моем департаменте было такое направление, как проблемная задолженность. С проблемной задолженностью в банке сложно работать, потому что если это крупный корпоративный бизнес, то это решения суда, возникающие за ночь и исчезающие к утру. Поэтому последний год мы очень полтно работали с антирейдерской комиссией при Минюсте, поэтому я знаю вопрос с другой стороны и четко понимаю, что думают по ту сторону барьера. Так и получилось, что я получила это предложение.

Вы будете возглавлять антирейдерскую комиссию?

Нет, но я, как замминистра юстиции, буду подписывать приказ, который утверждает решение комиссии.

Какими будут ваши первые шаги, первые действия на новой должности?

Мы точно будем повышать авторитет и профессионализм работы антирейдерской комиссии. Я знаю, что легче критиковать и обсуждать большие кейсы, но люди видят ежедневную работу этой комиссии, когда мы удовлетворяем сотни жалоб и восстанавливаем людей в их правах на квартиры, земельные участки. Мы будем об этом говорить, чтобы люди знали, каким образом к нам можно обратиться. Также сейчас мы разрабатываем законодательные инициативы, но пока что не буду о них говорить, потому что они не готовы. И еще мы разрабатываем стратегию на следующий год.

Уже почти год в Украине действует система SMS информирования об изменениях в реестре недвижимости, которая должна была стать важным инструментом в борьбе с рейдерством. Но по состоянию на июнь ее клиентами было всего 4 тыс. лиц. Что вы лично будете с ней делать?

Проблема в том, что люди не знают, какие онлайн-сервисы работают. Мы будем их популяризировать. Потому что мы сидим в Киеве и умеем пользоваться гаджетами, интернетом. А есть маленькие города и села, где люди не знаю о том, что такое есть. Будем выставлять на сайте, будем распространять информацию через наши территориальные управления юстиции, будем проводить с ними совещания, возможно, будем распространять информацию на бумажных носителях, возможно, это будут баннеры, чтобы люди просто знали о таком.

Какую работу вы будете проводить с нотариусами?

Мы усиливаем сотрудничество с представителями нотариальной общественности, у меня уже была встреча в Нотариальной палате Украины.

И что они? На что жалуются?

Они не жалуются. Есть просто какой-то уровень непонимания нотариусами, за что и как Минюст отключает их от реестра. Мы же сейчас выполняем и контрольную функцию, мы не можем просто отдать регистраторам право проводить госрегистрацию и не контролировать процесс. Поэтому мы с ними договорились о создании рабочей группы, чтобы разработать методику, по которой будут понятны четкие критерии, за что и как отключают от реестра, за что подают на аннулирование свидетельства. Сейчас нотариусы пребывают в некоем недоумении по этому поводу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как львовский ТРЦ сумел отбить атаку рейдеров

Но ведь понятно, за что их отключают от реестра – за нарушения. Недаром возник термин «черные нотариусы». О них знал ваш предшественник, он знал их по именам. Но все, что Минюст мог сделать – это отключить их на месяц-два от реестра.

Сейчас мы отключаем не только на месяц, но и на три, и на шесть, и на год. Что такое отключить нотариуса от реестра? Это значит, что он фактически не работает. Разве что доверенности может оформлять. Другая санкция, которую мы можем применить – это представление в Высшую квалификационную комиссию по поводу аннулирования свидетельства нотариуса, тогда он будет полностью лишен права проводить нотариальные действия.

Почему к ним не применяется административная, уголовная ответственность? Она может применяться вообще?

Пожалуй, может быть административная. Но я не знаю, насколько она будет эффективной. Например, нотариус, который незаконно перерегистрировал 1 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, заплатит 17 тыс. грн штрафа. Поможет ли это? Я не знаю.

Помимо нотариусов существуют и другие регистраторы, и там те же проблемы.

Ко всем регистраторам подход такой же, как к нотариусам.

И все же, может ли быть применена к недобросовестным регистраторам уголовная ответственность?

Это, наверное, вопрос не к нам. Я не могу сказать, что мы посадим кого-то на 10 лет, я только могу сделать все, чтобы доказательная база была сильной, и чтобы когда дело дойдет до суда, она выстояла и был вынесен приговор.

Заведены ли уголовные дела? Почему до сих пор никто из «черных нотариусов» или таких же регистраторов не был привлечен к уголовной ответственности?

Уголовные дела возбуждены.

По чьим заявлениям?

По заключениям комиссии. Минюст обращался с письмами к правоохранительным органам, в Нацполицию, предоставлял обнаруженные факты, которые четко указывали на наличие состава преступления. И я четко знаю, что несколько уголовных производств было открыто.

Сколько именно? По каким делам? В каких регионах?

Я не готова сказать. Регионы разные. Я запросила статистику о том, сколько заявлений было подано нами на возбуждение уголовных дел именно в связи с тем, что в действиях, которые проводил регистратор, есть состав преступления. У меня нет информации, что там происходит с этими уголовными делами, я попросила своих коллег обратиться в каждое отделение Нацполиции, чтобы получить информацию, как оно там расследуется.

Что сейчас с этими делами?

Они находятся на стадии досудебного расследования. Сколько она будет продолжаться, я не знаю.

Что можно вообще сделать, чтобы прекратить злоупотребления, связанные с госреестром?

Злоупотребления – они не от того, что с реестром что-то не так. Да, есть технические проблемы с реестром, и мы будем решать их с НАИС в рабочем порядке, я поставила это себе в план. Но если говорить о нарушениях, то это сознательные действия регистратора. Например, я несколько дней назад читала заключение комиссии о том, что делает регистратор. Он берет выдержку из реестра (по объекту – Ред.), в котором есть ограничение (отягощение) в виде ареста, ипотеки и т.д. и по которому он не имеет права совершать регистрационные действия. Так вот, регистратор в этой выдержке заклеивает белой бумажкой ту часть, где есть эти ограничения (отягощения), сканирует и совершает регистрационное действие. Так что проблема не в реестре, это человеческий фактор.

А с реестром какие проблемы? Ни один ваш предшественник ничего не говорил о технических проблемах с электронным реестром.

Это проблемы, которые возникли после этого вируса (Petya.A – Ред.). Проблемы из-за него есть по всему министерству. Но в целом ситуация под контролем, система работает нормально.

Напомним, ранее сообщалось, что в Николаевской области преступники незаконно переоформляли права собственности на имущество.

ABCnews

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.