Уход Ryanair из Украины: коммерческий шантаж или громкое прощание?

11.07.2017, 12:33
Oксaнa Гришинa32100Уxoд Ryanair из Укрaины: кoммeрчeский шaнтaж или грoмкoe прoщaниe?Пoчeму крупнeйший лoу-кoстeр Eврoпы тaк грoмкo зaявил oб уходе из Украины прежде чем успел сюда зайти и что будет с его украинскими пассажирами

Вчерашний вечер стал новым кульминационным витком в истории с приходом Ryanair в Украину. Вначале гендиректор международного аэропорта «Борисполь», куда планировал прийти лоу-костер, сообщил, что перевозчик требует слишком многого и заявил, что пока не будут сняты все разногласия, он не подпишет договор с  Ryanair. Затем министр инфраструктуры Владимир Омелян на своей странице в Facebook предупредил о том, что Ryanair в ближайшее время может сообщить об отказе заходить в Украину. В этот раз министр оказался прав: такое заявление авиакомпании появилось спустя несколько часов. ABCnews попытался разобраться, что же произошло и объяснить, есть ли здесь «зрада».

Невыполнимые требования

Созвав тематическую пресс-конференцию, гендиректор МА «Борисполь» Павел Рябикин перечислил требования ирландского лоу-костера и назвал их невыполнимыми.

Первым пунктом он назвал требования о бесплатных аэронавигации, стойках регистрации, стоянках для такси, аренде площадей в терминале и земле для строительства отеля. Эти пожелания, объяснил Павел Рябикин, вступают в противоречие не только с уставом ГП «Борисполь», но и с Хозяйственным кодексом Украины.

Второй пункт – пожелание Ryanair рассматривать спорные моменты в Лондонском арбитраже с применением английского права. «Все наши взаимоотношения с международными авиакомпаниями решаются с применением норм отечественного законодательства, поэтому требование Лондонского арбитража неприемлемо», – объяснил он.

Следующая проблема – закрепление на пять лет льготного пассажирского сбора в $7,5. «После снижения Министерством инфраструктуры аэропортового сбора и с применением публичной оферты аэропорта мы достигаем желаемых $7,5, но прирост должен составлять 150 тыс. пассажиров ежегодно. Если перевозчик не гарантирует этой цифры, мы не можем гарантировать продление скидки, которая предоставляется на первый год», – пояснил Павел Рябикин.

Кто на новенького?

Особую сложность вызвал вопрос о том, как определять такое понятие как «новое направление полетов» – как новый аэропорт или как новый город. Этот вопрос принципиален из-за того, что открытие рейсов по новым направлениям дает авиакомпаниям права на получение скидок. Если же базовое понятие не согласовано, появляются возможности для манипуляций.

В «Борисполе» решили придерживаться правила 100-километровой зоны: все аэропорты, которые находятся друг от друга на расстоянии не более 100 км, относятся к одному направлению.

«Приказ Мининфраструктуры позволяет на усмотрение руководителя аэропорта применять скидку к полетам в новые аэропорты. Однако мы считаем, например, что и British Airlines, который летит в «Хитроу», и МАУ, осуществляющий полеты в «Гатвик», доставляют пассажиров в одну точку – в Лондон. Поэтому непонятно, почему у Ryanair пассажирский сбор будет $7,5, у британцев $26, а у МАУ – $18. И я могу допустить, что предоставив требуемую ставку Ryanair, мы получим эффект, когда два других перевозчика потребуют снижения своих ставок на лондонское направление до такого же уровня», – говорит Павел Рябикин.

Такой подход он назвал слишком рискованным, ведь базовый перевозчик может воспользоваться этой схемой и перевести рейсы, например, из «Мальпенсы» в «Бергамо» (оба  аэропорты Милана – ABCnews). «Для пассажира, летящего в Милан, разницы особой нет. И пассажиров таких рейсов, которые можно «обновить», у МАУ около 2,8 млн в год. Таким образом, с выполнением правила 100 км «по-министерски» аэропорт может недополучить доходов только от базового перевозчика около 750 млн грн в год», – привел цифры Павел Рябикин.

Все устали и ушли?

«Наш потенциал компромисса исчерпан, сокращение ставок авиасборов дало нам уменьшение доходов на 360 млн грн в год. Надеемся, Ryanair сделает шаг навстречу и заплатит за лондонский рейс на 13 млн грн больше, чем если бы платил по сниженной ставке. И когда говорят, что Ryanair самый большой перевозчик Европы и украинские рейсы для него – капля в море, я хочу напомнить, что для аэропорта «Борисполь» он пока тоже небольшой. По обещаниям, он даст нам 1,5% пассажиропотока и лишь 0,5% дохода», – отметил Павел Рябикин.

Реакция министра инфраструктуры на пресс-конференцию гендиректора «Борисполя» была эмоциональной. «Борисполь» насколько уникальный аэропорт, что вместо того, чтобы сделать это (приход лоу-костера – ABCnews) своей победой, в том числе экономической, находит пояснения, почему для них Ryanair – угроза, а не удача», – написал Владимир Омелян на своей странице в Facebook. После чего он высказал предположение, что, скорее всего, в тот же день будет объявлено об отмене полетов Ryanair в Украину. «Что хотели – то и получили. Можно открывать еще один орган по поддержке инвестиций», – резюмировал Владимир Омелян.

Действительно, в середине дня ирландский лоу-костер приостановил продажу билетов в/из Украины. Спустя еще несколько часов появилось официальное заявление Ryanair о том, что компания решила отказаться от прихода в Украину – не только в «Борисполь», но и во «Львов». Причиной такого решения называлось нежелание руководства «Борисполя» и его нынешнего гендиректора Павла Рябикина выполнять взятые на себя в марте обязательства, а также упоминалась авикомпания МАУ, интересы которой, по мнению представителей Ryanair, защищает руководство аэропорта.

Напомним, пресс-конференция Владимира Омеляна по поводу прихода Ryanair в Украину состоялась 15 марта, тогда же лично министром был подписан протокол о намерениях. Павел Рябикин был официально приказом Кабмина утвержден на должности гендиректора «Борисполя» и подписал рабочий контракт только 25 марта.

Владимир Омелян на заявление Ryanair отреагировал намеком на то, что пора собирать очередной Майдан. «Майберг (Арон Майберг, совладелец МАУ – ABCnews) с Рябикиным могут открывать шампанское. Надеюсь, вкус запомнят. А мы по обычному сценарию: термос, зонтики», – оперативно написал он в своем Facebook.

В свою очередь, патовость ситуации, в которой оказался Павел Рябикин достаточно точно описал вице-премьер Павел Розенко. «Эх, как оказалось, должность руководителя «Борисполя» тоже «токсичной» оказалась. Подпишешь контракт с авиакомпанией, сразу тебя «пакует» НАБУ и ГПУ за «создание особых и благоприятных условий для отдельно взятой компании». Корупционогенное решение. Не подписываешь: народ возмущается и «зрада» кричит», – отметил он в Facebook.

Это конец или только начало?

В любом случае, такой громкий публичный демарш Ryanair – это еще не обязательно окончательный отказ компании от участия в проекте «Украина», считают многие эксперты. Исходя из политики ведения переговоров лоу-костером и истории его захода в другие страны, можно предполагать, что это не конец переговоров, а только такой жесткий способ их ведения.

«В принципе, это обычные переговоры, жесткие, но обычные. То, что они выведены в сторону публичности, это выбор украинской стороны, а не ирландской. Мы сначала пиаримся, что все подписали, а потом становимся заложниками своих же обещаний», – пояснил председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации «Аэропорты Украины» Евгений Трескунов.

Управляющий партнер ЮФ ECOVIS «Бондарь и Бондарь» Олег Бондарь (представляет интересы компании МАУ) напоминает, что Ryanair не ведет переговоры исключительно в юридической плоскости. «Изначально для давления на государственные аэропорты был ангажирован министр, который в приходе Ryanair (неважно, на каких условиях) видит просто удачное для себя PR решение – quick win. Сегодня очевидно только, что если «Борисполь» примет требования Ryanair, он нарушит закон – государственный аэропорт не может представлять бесплатно услуги аэронавигации, помещения, стойки регистрации, площади под офисы, рекламные площади. Не может снижать установленные законодательно ставки аэропортовых сборов или предоставлять иные специальные условия одной авиакомпании, даже такой влиятельной как Ryanair», – подчеркивает юрист.

«Вопрос был излишне политизирован, хотя, на самом деле, лежит в коммерческой плоскости. Предложение ни одной из сторон не является идеальным, но если аэропорт действительно желает привлечь авиакомпанию, а та желает летать, то переговоры продолжатся и будет достигнут консенсус», – считает транспортный эксперт Сергей Хижняк.

Партнер ЮФ «Анте» Андрей Гук (представляет интересы ряда международных авиакомпаний) считает, что самая острая проблема – не в несогласованных вопросах, а в том, что содержание переговоров было вынесено на публику. «Это нарушение самого формата переговоров. Более того, на пресс-конференции была оглашена коммерческая информация по ставкам для других иностранных перевозчиков. После такого, увы, наша страна еще долго не будет рассматриваться как цивилизованная территория. А вероятность запуска рейсов стремится к нулю», –подчеркивает он.

Сергей Хижняк напомнил, как Ryanair входил в соседнюю Польшу. В 2005-м году Ryanair пытался зайти в Варшаву, но предложенные ставки были для них очень высокими, и они пошли в региональные аэропорты. Первый рейс был осуществлен из Вроцлава. В Варшаву они вернулись только тогда, когда военный аэропорт «Модлин» переделали под  лоу-костеры, а после наращивания потока часть рейсов перевели в основной аэропорт Варшавы.

Что будет с билетами

Больше всего озабочены сложившейся ситуацией украинцы, успевшие купить билеты на так и не состоявшиеся рейсы Ryanair. Хотя, как считает Олег Бондарь, покупка билетов Ryanair на украинских рейсах изначально была очень рискованным шагом. Он объясняет, что на момент старта продажи в марте 2017 года Ryanair не имел вообще никаких разрешений, которые требуются украинским законодательством. Согласно закону, компания должна была получить назначение на выполнение рейсов в Украину от тех стран, из которых она собиралась летать – Нидерланды, Великобритания, Германия, Швеция, Венгрия, Польша. «Все эти государства имеют крупных национальных перевозчиков, и далеко не факт, что они бы выдали такие разрешения. По крайней мере, по состоянию на конец апреля Госавиаслужба не располагала информацией о том, что такие разрешения выданы Ryanair», – говорит юрист.

Более того, продолжает он, после получения назначений от иностранных авиационных властей, новый лоу-кост перевозчик должен был предоставить украинскому регулятору для утверждения правила перевозок, согласовать расписание, получить слоты и согласовать с аэропортами условия обслуживания. «Однако, Ryanair открыл продажу и начал собирать деньги с украинских пассажиров лишь после обещания министра в Facebook, что Ryanair будет летать в Украине», – напоминает Олег Бондарь.

Сам Ryanair в своем вчерашнем заявлении пообещал вернуть деньги таким пассажирам, для чего пообещал связаться с ними по электронной почте. С другой стороны, подчеркивает Олег Бондарь, нужно учитывать, что Ryanair в Украине юридически не присутствует и поэтому получить обратно деньги за билет может быть непросто.

Тем временем, ситуацией быстро воспользовался основной потенциальный конкурент Ryanair в Украине – венгерский лоу-костер Wizz Air, предложивший несостоявшимся пассажирам Ryanair специальные тарифы. Таким образом, пока что ситуация явно далека от завершения. Тем более, сам Ryanair в заявлении сделал ремарку о том, что надеется на то, что Украина сможет принять участие в развитии компании в будущем, не уточнив, когда именно это будущее наступит. Возможно, быстрее, чем все предполагают.

ABCnews

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.