Минрегион возглавил рейтинг министерств «Способности к диалогу»

25.07.2017, 18:30
Oксaнa Гришинa15350Минрeгиoн вoзглaвил рeйтинг министeрств "Спoсoбнoсти к диaлoгу"Oфис эффективного регулирования (BRDO) проанализировал, насколько центральные органы исполнительной власти открыты и готовы к публичной диалогу

Офис эффективного регулирования BRDO провел исследование, в результате которого определил наиболее открытые к общению центральные ведомства Украины. Безоговорочным лидером стал Минрегион, тогда как среди аутсадеров оказались АМКУ, Минспорта, Минюст и Минобороны.

Закрытые чиновники

«Эффективное регулирование невозможно, если бизнес не понимает, каких целей государство намерено достичь благодаря нововведениям и когда это произойдет. Поэтому мы анализировали все министерства и ведомства по четырем пунктам: способны ли они быть прогнозируемыми, сообщают ли о подготовке регуляторных актов; насколько они готовы привлекать общественность/рынок к обсуждению и учитывают ли их предложения; как они информируют общественность о принятых актах; умеют ли оценивать эффективность своих решений, причем не только в момент вступления в силу приказов и решений, но и спустя некоторое время», — сообщил ведущий аналитик BRDO Игорь Лавриненко.

По первому пункту, «прогнозируемость», лучшим оказался Минрегион. «Некоторые министерства и ведомства забывают сообщить о своих планах изменений в регуляторные акты, это касается, например, Антимонопольного комитета», — рассказал Игорь Лавриненко. Но основным недостатком он считает формальный подход. Например, достаточно часто планы изменений выкладывают на сайте в PDF-формате или как фото, забывают информировать об изменениях в планах, разрабатывая и принимая приказы,  которые не были заявлены в начале года.

«Такая небрежность приводит к тому, что бизнес не только не может подать свои предложения к регуляторному акту, но даже не может корректировать заранее свою деятельность в связи с грядущими изменениями», — пояснил Игорь Лавриненко.

Не хотят обсуждать

Насколько активно министерства вообще привлекают бизнес к обсуждению готовящихся документов? Ноль баллов получило Минспорта. Там, как рассказал Игорь Лавриненко, вообще не считают свои регуляторные акты регуляторными, поэтому и не выкладывают их проекты на сайте. «Возможно, это вопрос к юристам, но если вы не уверены в статусе своего акта, проконсультируйтесь в госрегуляторной службе Украины», — посоветовал Игорь Лавриненко.

Из позитивных подвижек в организации процесса обсуждения эксперт назвал Мининфраструктуры, который предлагает на сайте оценивать проект акта, там же идет его обсуждение. «Однако стоит признать, что диалога в большинстве случаев не получается. Нет открытой информации, какие из предложений приняты, какие отклонены и по какой причине», — сказал Игорь Лавриненко.

Информация о принятых регуляторных актах публикуется всеми министерствами и ведомствами, однако полнота информации и регулярность отчетов пока оставляет желать лучшего. Есть те, которые отчитываются раз в год и только цифрами: сколько актов принято. А есть такие, которые выкладывают информацию регулярно, от разработки до утверждения.

К последнему пункту, оценке эффективности регуляторных актов, в большинстве министерств подход формальный. «Министерства не просто способны, они должны проводить анализ эффективности своих актов, насколько они актуальны, нужны ли изменения и какие именно. Все действующие акты должны быть оценены с точки зрения законности и актуальности, потому что на сегодня есть факты, когда акт действует, а закон, на основе которого он создавался, уже отменен», — привел примеры Игорь Лавриненко. 

Эксперт считает, что такой подход очень хорош для развития рынка, ведь регуляторная среда избавится от лишних, устаревших актов, уменьшится коррупция. Именно такие «дыры» зачастую являются поводом для злоупотреблений чиновников, подчеркивает он.

В пятерку лидеров рейтинга способности к диалогу вошли Минрегион (55 баллов), Государственная аудиторская служба (49), Госавиаслужба (48), Минкульт (48) и Минагро (47). Среди аутсайдеров оказались Государственное космическое агентство (23), Минспорта (24), Минюст  (26), МЭРТ (32) и Минобороны (33). 

В Минрегионе довольны

Госсекретарь Минрегиона Максим Малашкин отметил, что «формально» — это не всегда плохо. Именно благодаря тому, что в министерстве скрупулезно выполняли все требования законодательства, и удалось достичь высоких результатов, уверен чиновник. 

«Регуляторные вопросы оцениваются нашей юридической службой, она обеспечивает контроль за своевременным размещением проектов на сайте. Также мы очень плодотворно сотрудничаем с профессиональными ассоциациями, общественными организациями, активно работаем и с BRDO», — рассказал Максим Малашкин.

Он назвал несколько острых рыночных вопросов, которые нуждаются в срочном регулировании, однако не всегда подпадают под полномочия министерства. «Например, подключение сетей сегодня не относится ни к одной сфере. Или вопрос паевого участия. На местах не желают от него отказываться, ведь он источник наполнения бюджета. А строители видят в паевом взносе коррупцию», — сказал Максим Малашкин.

Молчаливое Мининфраструктуры и слышащие фискалы

Исполнительный директор Союза украинских предпринимателей (СУП) Екатерина Глазкова пожаловалась, что не всегда министерства готовы слышать пожелания бизнеса. Ярким примером она назвала закон о почтовой связи, разработанный Мининфраструктуры, который вызвал протесты у рынка и был остановлен как антирыночный. «В итоге министерство создало рабочую группу, куда вошли и представители бизнеса, был разработан новый проект. Последний раз мы встречались в начале зимы, и все. Мы не знаем, что там с законопроектом», — рассказала Екатерина Глазкова.

Из позитивных примеров диалога бизнеса и регуляторов она назвала недавний пример кибер-атаки. «Мы были первыми, кто обратился в Государственную фискальную службу с просьбой не штрафовать предпринимателей, которые лишены возможности вовремя уплатить налоги. Оказалось, что в нашем Налоговом кодексе даже нет такого понятия как форс-мажор», — отметила Екатерина Глазкова. В данной ситуации налоговики пошли навстречу, и услышали пожелания бизнеса.

Эксперты были единодушны в том, что диалог государства и бизнеса  в вопросе регуляторных актов должен начинаться как можно раньше, еще на этапе формирования идеи. «Сначала выявить проблему, а потом уже приступать к поиску механизма решения», — подчеркнула Екатерина Глазкова. 

Напомним, недавно ABCnews рассказивал о том, каким будет новый ДБН по планированию территорий.

ABCnews

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.