Конкурсная работа Кулбачаева Нурлана. Духовный центр тюркских народов. Ош, Кыргызстан.

Кoнкурснaя рaбoтa пoд нoмeрoм 151 пришлa к нaм из Кыргызстaнa. Выпускник Кыргызскoгo гoсудaрствeннoгo унивeрситeтa стрoитeльствa, трaнспoртa, и aрxитeктуры Нурлан Кулбачаев спроектировал Духовный центр тюркских народов для города Ош, Кыргызстан. Оставить своё мнение об эффектном комплексе можно в наших группах в социальных сетях.

Номинация: Архитектура


Культура каждого народа – это не только материальный быт, уклад, фольклорные песни и танцы (с чем обычно связывают процесс возрождения этносов), а это еще и традиционное и духовное мировоззрение, включающее в себя мифы о происхождении Вселенной, человека, всего живого в этом мире, это понимание жизни и смерти, концепции человека, времени, пространства, это и родословные предания, традиции, обряды и обычаи, бытовавшие в прошлом у этих племен и народов.

Таким образом, основным фактором укрепления единства тюркского мира является развитие общетюркского самосознания, то есть привлекательность причисления себя к тюркскому сообществу, а не расово-генетические установки.

Фундаментом, обеспечивающим возможность интегрирования стран и устойчивость данного объединения, является цивилизационная близость объединения тюркских стран. Несмотря на историческую культурную близость тюркских народов, в течение последних двух столетий они входили в состав различных, часто враждебных или изолированных друг от друга империй, внутри которых также проводилась политика разобщения тюркских народов, что явилось причиной раскола между тюркскими народами.

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба – Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название – тенгрианство.

Тенгрианство – комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков по Л. Н. Гумилёву. Слово образовано от Тенгри – обожествлённого неба.

У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:

-верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;

-средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;

-нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.

Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля.

Тенгрианская картина мира получила воплощение во всех видах   кыргызского искусства, что оказалось возможным благодаря константности знаково-символической системы.

Для тенгрианства характерно трехчастное строение Вселенной, в каждой части которой обитают божества и духи. Тенгри, как главный бог, вездесущ. Он присутствует везде: в небе, воде, воздухе, в природных явлениях   и объектах. Он упорядочивает Космос, сохраняет Гармонию, в которой имеют место бинарные   оппозиции: верх-низ, добро-зло, мужское-женское, живое-мертвое, светлое-темное и т. п. Все это имеет следствием одухотворенность природы, которая есть    живая и высшая ценность в мире

Знаково-символической основой в тенгрианской картине мира являлись космические явления и образы природы (небо, вода, земля, образы анимального мира). В образе предка того или иного рода или племени выступал какой-либо зверь или птица: волк, барс, олень, баран, козел, ворон, степной орел, и т. д. Самые известные тотемы тюрков – волк, бык, барс, олень, сокол. Изображения тотемических животных украшали оружие и одежду воинов, орудия труда, ритуальные атрибуты и другие предметы родовой собственности. Позднее в некоторых случаях они складывались в своеобразные специальные знаки (тамга), способствовали появлению и развитию системы «тамгопользования». Объекты и явления природы становятся также содержательным наполнением родовых знаков (тамг). Так, в значениях родовых знаков казахов, кыргызов, хакасов и других тюркских наций,     встречаются символы неба, бескрайней степи, четырех сторон света,   мирового дерева, священной горы, образы мифологизированных животных, атрибуты ритуальных обрядов

Тенгрианская символико-космогоническая система отражается в скульптуре каменных балбалов, возводимых на тюркских курганах, которые во множестве сохранились на территории Кыргызстана. Изваяния не только отражают трехчастную модель Вселенной, выстроенную по вертикали, но и «одухотворены» – как бы осмысливая окружающую действительность. Ведь, не смотря на общее типологическое единство балбалов, нет ни одного повторяющегося «лица».

Образ мирового дерева и мировой горы для тюркской культуры олицетворяет единство возникновения мира. Мировое дерево – другой распространенный знак, символ, орнаментальный мотив в традиционном искусстве тюрков. Образ священной горы присутствует   в головном уборе сакского вождя, найденного в Иссыкском кургане, а также формы сакских курганов, вертикализм менгиров, соответствовали данному концепту. Коновязь также воплощает идею мирового дерева, символизируя сакральный, семантический центр. В орнаментике представляет идею симметрии (привязанные к   дереву кони). В пространстве переносного жилища – юрты, символизирующим мировым деревом, воплощением идеи плодородия и рождения являлся опорный шест – бакан.

Современный диалог альтернативных культурных миров в Кыргызстане (традиционного искусства и художественных устремлений современных мастеров) осуществляется   прежде всего на уровне знаково-символической системы,   выражающей в   концентрированном виде   духовные смыслообразы Земли и Народа. С другой стороны, подобная иррационально-интуитивно совершаемая интеллектуально-эмоциональная деятельность с неизбежностью предполагает научное   осмысление, анализ и обобщение   в современном социогумантиарном знании. Следовательно, историко-искусствоведческая интерпретация знаков и символов в диасинхронном ракурсе призваны содействовать осознанию активизации тех «вечных» констант, которые питали (и продолжают питать, несмотря на все глобальные и экологические катаклизмы) культуру и искусство.

Основная цель формирования культурно-духовного центра в настоящее время заключается в создании единого культурного и информационного пространства, охватывающего весь тюркский мир, т.е. углублении цивилизационной общности тюркских народов.

Духовный центр тюркских народов в городе Ош (Кыргызстан).

В основе которого заложена идея мирового дерева Уч-Терек. Уч-Терек – ось миров; три мира – небесный, земной и подземный, соединяющиеся между собой. Трем мирам соответствует его крона, ствол и корни. Его корни находятся в Нижнем мире, а вершина достигает Верхнего и упирается в Полярную звезду. Священное дерево называлось тур-тур и было символом пути из мира людей в мир богов. Духовный центр имеет 3 основные зоны: это зона многофункционального музея «Уч-Терек»; зона левого крыла и зона правого крыла. Связующим элементом двух зон левого и правого крыла является главный доминант – многофункциональный музей «Уч-Терек», который стал ядром духовного центра и символизирует священное дерево Уч-Терек. С северной стороны расположен конференц. зал (на 800 мест), который имеет сложную парящую форму. К южной стороне примыкает библиотека, которая имеет спиральнообразную форму (читальный зал, книгохранилище, лекционная). В верхней части расположен панорамный зал.   В подземный зоне расположен музей истории тюркских народов, состоящий из 5 подземных этажей. Каждый этаж посвящен определенным историческим этапам истории тюрков. Здесь в музее будут выставляться все духовные и культурные богатства; искусство, литература и др. исторические ценности тюркских народов.   Где туристы могут больше узнать историю, культуру и почувствовать дух тюркских народов. Также к востоку от музея под открытым небом расположена карта тюркских государств (народов), на которых находятся макеты исторических памятников архитектуры. В левом крыле, олицетворяющее женское начало, находятся:   дворц «Умай-Эне»; каменный сад; информационный центр; центр народного прикладного искусства; чайхана; южные пропилеи; площадь “Нооруз”; дворец «Жер-Суу»; концертный зал «Манасчы». В правом крыле (мужское начало) входит дворец «Тенгри»; дворец «Эрлика»; аллея выдающихся тюркских личностей; северные пропилеи; музей-пантеон; площадь “Ордо”.

Концепция мирового дерева.

В современной культуре Кыргызстана причудливо переплетаются традиции и современность, наблюдается взаимодействие различных культурно-исторических эпох,   художественных направлений и стилей. Не утонуть в этом пестром калейдоскопе, не раствориться в нем, суметь вплести свой неповторимый   творческий   почерк в богатый узор современную архитектуру – насущная задача для формирования культурно-духовного центра.

Духовный центр тюркских народов в Кыргызстане со своей необычной архитектурой национального колорита может стать первым в Кыргызстане уникальным центром, где туристы получат возможность ознакомиться с историей и культурой тюркского народа.

О себе:

Кулбачаев Нурлан Тыяншаевич

22 апреля 1988 г.

г. Бишкек, Киргизия (Кыргызстан)

Окончил СШ N18 г. Астана (2007 г.)

2006 по 2012 гг. – Кыргызский государственный университет строительства, транспорта, и архитектуры (КГУСТА);

Институт архитектуры и дизайна (ИАД);

Архитектурный факультет; специальность: Архитектура

Тел.: +996 550 033359

E-mail:   kulchelsi-11@mail.ru

Работа Кулбачаева Нурлана опубликована

здесь , здесь и здесь .

19 декабря 2012   автор: Arhinovosti Ru    Архитектура

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.