Конкурсная работа Комарова Алексея. Архитектура моды: метод наколки. Москва, Россия.

Учaстникoм пoд нoмeрoм 138 стaл Кoмaрoв Aлeксeй, учитeль тexнoлoгии и изoбрaзитeльнoгo искусствa, сoвeтник пeдaгoгичeскиx нaук РAE, аспирант Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «МГПУ», а также финалист конкурса Учитель года Москвы 2012. На конкурс Алексей представил работы учащихся ГБОУ СОШ №1973, которые под его руководством   разработали коллекцию швейных изделий на основе изучения архитектурных сооружений мира стиля авангард и модерн.   Проголосовать за работу вы можете в предварительном голосовании в социальных сетях   ВКонтакте,   Facebook   и   Google+.

Номинация: Свободная тема

Архитектура моды: метод наколки

Дизайн – творческая деятельность или результат художественно-технического проектирования изделий, осуществляемых с целью гармоничного и системного сочетания технологии изготовления изделия и его эстетики, формы и содержания, функциональности и качества и т.д. Дизайн возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в XIX—XX вв. как особая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между красотой и пользой, стирается граница между искусством и техникой. Главным принципом функционально-конструктивного процесса в дизайне является взаимосвязь понятий функция – конструкция – эстетическая форма.

В дизайне можно выделить два направления: индустриальный (промышленный дизайн и функционализм) и концептуальный (абстракция и экспрессионизм). Концептуальный дизайн — это процесс создания нового оригинального изделия, продукта, идеи, на основе творческого поиска принципиальных решений, а не технологических моментов. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомненно, является произведени¬ем искусства и дизайна:

- ориентация на решение новых задач и проектирование новых функций;

— разработка конструктивного решения нового изделия;

— целостность продукта, взаимодействие науки и искусства;

— проектирование человека (эмоции, стиль жизни, концепции).

Кроме того, мода как индустрия и культурное явление определяет облик эпохи и индивидуальность человека. В середине 19 века в Париже Чарльз Фредерик Уорт создаёт Синдикат так называемой Высокой моды, когда по индивидуальным меркам клиента вручную создаются уникальные модели высокого качества. Монополией на лейбл «Высокая мода» обладает лишь Франция. Несмотря на то, что известные модельеры (Ив Сен Лоран, Валентино Гаравани и др.) создавали свой стиль, глобализация экономики и культуры стимулирует непрерывный спрос на дешёвую одежду и постоянную жажду новизны. Благодаря новым технологиям оригинальные идеи с подиумов копируются, перерабатываются и тиражируются тысячами недорогих стандартных вещей сетями модных магазинов. Pret-a-porte – это массовая одежда высокого качества, сшитая по стандартным лекалам в ограниченном количестве для продажи в фирменных бутиках, на которой стоит имя известного модельера либо известная торговая марка. Но мода продолжает развиваться, проявляя стойкость перед лицом различных культурных потрясений. Благодаря моде сохраняются ремёсла и техники, культурные и социальные традиции. И.В. Бестужев-Лада пишет, что «создание новой моды – творчество, и поэтому предсказывать её бессмысленно» и надеется, что «массовая мода» уступит «индивидуальной моде», когда человек со своей эстетической концепцией будет одеваться не как все. Таким образом, целью проекта является – разработка совершенно новых и оригинальных эскизов швейных изделий, путём поиска ключевых идей в произведениях искусства и архитектуры.

Этапы создания коллекции (проекта) «Архитектура моды»

1. Поиск идей в мировых архитектурных сооружений стиля авангард и модерн.

2. Разработка формы и конструкции (эскизирование). Ключевой метод – трансформация идеи в форму. Подбор цветового решения, фактуры и материалов.

3. Создание коллекции швейных изделий методом наколки на манекене М 1:2.

Связь архитектуры и моды

Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала: польза, прочность, красота. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений, технические конструктивные системы, применение материалов и технологий, художественный строй архитектурных сооружений. В искусстве архитектуры строительная конструкция порождает качества тектоничности, т.е. является эстетическим качеством формы, выражает ясность, прочность, устойчивость, поэтому эмоционально оценивается положительно. Архитектоника — построение композиции посредством соединения целого и деталей, главного и второстепенного, центра и периферии, соотношений масс, объема и пространства. Архитектоника включает соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, образующих художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и деление его на части, та или иная последовательность, группировка элементов. Важными свойствами архитектонических изделий является их эстетика и оригинальность. В этом смысле форма нового изделия должна иметь неповторимый облик, и в тоже время необычность решения не должна переходить в неопределенность.

Архитектура окружает человека повсюду и вызывает разнообразные воспоминания, чувства, ассоциации. Также как и одежда, архитектурные направления и стили различны по климату, материалам, назначению. Кроме того, архитектура является частью культуры, сохраняя традиции и уклад жизни; показывает, как архитектор может использовать эстетику для разрешения практических проблем и выражения идей. Архитектура и мода не только питаются одними и теми же идеями, они даже используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Принципы построение архитектуры, линий, формы, пропорциональности членений здания, проявление фактурных и тектонических свойств материалов преломляются в линиях и членениях объемов костюма, его ритмическом построении, характере применения материала. Между костюмом и архитектурой существует стилевая связь, которая выражается в общности, единстве образного решения, похожести силуэта, принципиальной схеме внутренних членений. В трактате «Об архитектуре» римский архитектор Витрувий сравнивает архитектуру с одеждой: «От красоты обнаженного тела мы переходим к колоннам. Капитель похожа на человеческую голову с кудрями, она украшена витиеватым орнаментом, как венок из фруктов украшает прическу. Флюты, прочерчивающие тело колонны, похожи на ниспадающие складки ткани». Таким образом, можно сказать о наличии и взаимопроникновении глубоких корней архитектуры и моды.

Технологические особенности метода наколки

Муляжный метод, родившийся много веков назад, признан мировым сообществом дизайнеров, является основой для создания пластичных и просторных форм нового стиля. Вячеслав Зайцев: «Работая с куском ткани муляжным методом, ты чувствуешь себя скульптором, человеком, способным воссоздать живую форму, одухотворить полотнище ткани, создать неповторимый, живой образ только лишь профессиональным прикосновением рук к неодушевленному полотну, наброшенному на тело. Это на редкость упоительный, завораживающий процесс рождения, порою непредсказуемыми средствам».

Задачи метода наколки:

– поиск наиболее оптимальной и выразительной формы одежды через её объемное изображение, определение наиболее правильного и гармоничного месторасположения конструктивных элементов (пропорции изделия);

– использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы, нахождение её пластических свойств.

Метод наколки — метод моделирования одежды, целью которого является творческий поиск объемной формы изделия на манекене или на фигуре человека.

Основные технологические этапы метода наколки

1. Наколка осуществляется на манекене в натуральную величину, жи¬вой фигуре заказчика или масштабном манекене. Материалы и приспособления: 1. манекен; 2. булавки портновские; 3. сантиметровая лента; линейка закройщика, портновский мел; 4. калька.

2. На манекене прокладывают тесьму или кромки ткани, отмечая конструктивные линии шеи, груди, талии, плеча, середину переда, середину спи¬ны, середину бока.

3. Булавки вкалывают в одном направлении, чтобы в процессе наколки не поранить руку.

4. Учёт нити основы и нити утка. Макетная ткань должна быть чёткой структуры для предотвращения перекоса. НО и НУ должны хорошо просматриваться.

5. Виды наколки:

- наколка готовой выкройки, полученной расчетным способом;

— наколка кусков ткани;

— наколка целого куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды.

Техника накалывания:

- на лицевой поверхности ткани с одновременным убиранием швов, вы¬тачек и др. на изнаночную сторону;

— «встык», когда все швы, вытачки выводятся на лицевую сторону и ска¬лываются между собой встык, на ребро.

С помощью наколки можно увидеть объёмный эскиз модели, данный метод позволяет создавать изделия с идеальной посадкой на фигуре из материалов с различными пластическими свойствами без предварительных расчётов для построения конструкции.

Муляжный метод конструирования и моделирования одежды (метод наколки) открывает мир образов, отличающихся непредсказуемостью полученных новых форм, разнообразием используемых материалов. Это активизирует творческую деятельность, содействует формированию чувства меры, вкуса, красоты.

Результаты проекта и коллекция швейных изделий

Идея – Музыкальное здание, Хунань, Китай


Модель 1 Автор: Карнажицкая Елизавета

Модель 2 Автор: Рячикова Наталия, Петросян Ольга

Модель 3 Авторы: Вотинцева Александра, Лапшина Полина

 

Идея – Ворота столицы, Абу-Даби, ОАЭ

Модель 4 Автор: Верченко Полина

Модель 5 Авторы: Чернова Дарья, Серикова Анастасия

 

Идея – Танцующий дом, Прага, Чехия

Модель 6 Автор: Вандиловская Анна

 

Идея – Олимпийский стадион, Монреаль, Канада

Модель 7 Автор: Денисова Дарья

Комаров А.А. руководитель проекта,

Ермолов В.Г. цифровая обработка,

разработчики проекта: Карнажицкая Е., Рябчикова Н., Вотинцева А.,

Верченко П., Чернова Д., Вандиловская А., Денисова Д.

Россия, Москва, ГБОУ СОШ №1973

О себе:

Фамилия, имя, отчество
Комаров Алексей Анатольевич

Дата рождения
23.12.1984

Должность
Учитель технологии и изобразительного искусства.   Заместитель директора школы

Ученая степень
Советник педагогических наук РАЕ.   Аспирант Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «МГПУ».   Финалист Учитель года Москвы 2012

Место работы
ГБОУ СОШ №1973

Образование
ГБОУ СПО Педагогический колледж №5, учитель технологии, 2004.   ГБОУ ВПО «МГПУ», учитель технологии и предпринимательства, 2008

Разработчики проекта: Карнажицкая Елизавета, Рябчикова Наталия, Вотинцева Александра, Верченко Полина, Чернова Дарья, Вандиловская Анна, Денисова Дарья

Работа Комарова Алексея   опубликована

здесь   , здесь     и здесь   .

13 декабря 2012   автор: admin    Свободная тема

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.