Конкурсная работа Фархода Мусакова. Национальный Музей Афганистана. Кабул, Афганистан.

Шeстaя рaбoтa, кoтoрaя будeт бoрoться зa глaвный приз,   — прoeкт Нaциoнaльнoгo музeя Aфгaнистaнa в Кaбулe. Aвтoр прoeктa – Фaрxoд Мусaкoв, aрxитeктoр из гoрoдa Тaшкнeт, дирeктoр студии «Мaстeр-Дизaйн». Вoт, чтo рaсскaзывaeт нaм aвтoр прoeктa: «Близoсть грaниц и близoсть культуры Aфгaнистaнa, a тaкжe климатические условия, на наш взгляд, позволили нам смело подойти к проблеме разоренной войнами стране. По нашему убеждению, это был очень своевременный конкурс на идею воссоздания и возрождения этой беднейшей с точки зрения экономики страны, но в то же время, обладающей богатейшим культурным наследием земли.   Надеемся, что наша работа привлечет внимание общества к возможности сохранения и возрождения культурного наследия Афганистана». Все желающие поддержать Фархода могут уже сейчас начать голосование в социальных сетях.

Номинация: Архитектура


Пояснительный доклад.

Преамбула

-Мы исходили из глубочайших народных традиций, свято оберегая их присутствие, но используя современные технологии, предлагаем Архитектурный взгляд в Будущее. Этот музей – живой организм… незавершенная композиция, которая будет совершенствоваться во времени и пространстве независимо от нас (и нашего желания). Он часть истории: вчера, сегодня, завтра Афганистана.

-Изобразив «это», мы ощутили, что невозможное – возможно! Мгновенье остановить нельзя (в одну реку не войти дважды). Однако любой экспонат истории, быта или искусства это и есть остановленное мгновенье, всякий раз оживающее перед нами, жаждущее познания.

-Музей, как символ возрождения, рукотворная вершина горной страны, сотворенная талантливыми руками местных строителей. Высота этой вершины – неизмерима. Симфония его внутреннего пространства, наполненных утонченными мелодиями Востока, свойственными каждому отдельному уголку, объединяет весь интерьер в единое целое сложное и простое. Здесь неуловимы «начало» и «конец» , здесь сама бесконечность. Здесь выражение нашей сути… и посетив этот комплекс – Человек начинает свой путь в историю, в настоящее и будущее. Мы предлагаем ощутить радость от рукотворного парка , берущего свое начало в далеком прошлом, когда и зародилось на востоке слово «Paradise» и вошло во все языки мира как «райский сад» (в переводе с фарси, облагороженный, ухоженный уголок природы). Это восприятие входа в музейный комплекс усиливается образом целостной, но не завершённой структуры, которая напоминает нам живую ткань вокруг Кабула, жилую ткань местных домов на предгорьях. Предлагаемый парк успокаивает после городской суеты, неспокойной обстановки в Афганистане; подчеркнутая безопасность усиливается эстетикой восточного двора внутри комплекса за высокими стенами. Наличие длинного пути в парке для посетителей не утомляет, а, напротив, дает предварительное ожидание встречи с историей Афганистана. Каждый посетитель Сам выбирает маршрут путешествия в это пространство, легко ориентируясь благодаря открытости внутреннего пространства музея и новым технологиям навигации (плазменные экраны, сенсорные панели и т.д.) Технологии будут совершенствоваться, обновляя и трансформируя интерьеры. Гиды, аудио – сопровождение, экраны, ставят акценты Вашего внимания и направляют в нужном направлении. Галереи (по темам), места для отдыха в виде открытых на внутренние дворы (круглые) пространства с водопадами и деревьями, тематические (по истории государства, искусству, науке, религии) спектакли, поэтические соревнования (мушоира), игры с использованием панорамных проекций на стены и фасады, звукошумовых эффектов (эффект присутствия), 3D проекций и голограмм, обилие зелени как внутри, так и снаружи – все это предложения, с помощь которых наш проект предполагает добиться максимального эффекта от пространства музея. Музей обновит чувства, расширит сознание. Вы пройдете свой, на сегодня, короткий путь и обязательно увезете с собой крупицу этой удивительно красивой страны в виде впечатлений от увиденного, сувениров, фотографий, дисков, книг, открыток, а самое главное (и это только начало!), вы вернетесь в музей, обязательно вернетесь.

Площадка (месторасположение)

Национальный Музей Афганистана – наше проектное предложение с садово-парковым комплексом на отведенной территории площадью в 16000 м2 и прилегающему к нему саду предусматривает дальнейшее развитие всей инфраструктуры юго-западной части Кабула, района Бахтиярия, как исторически сложившегося района с административными постройками : Дворец Дарул Аман, министерство обороны, нац. музей археологии, средняя школа Махмуда Тарзи. Возрождение былого величия данного района, поэтапное возрождение живой ткани города путем деликатного вмешательства в существующий ландшафт современными средствами и привлечение интереса общественности – все это возможно в нашем проектном предложении Музея, как пространства для новых идей, проведения новой политики создания, а не разрушения. Отведенный участок имеет достаточно ровный рельеф с устоявшейся транспортной развязкой магистралей, внутрирайонных улиц. Наше предложение предусматривает 2-х этажное основное здание музея высотой 8.4 м на одной плоскости с садом и существующим национальным музеем. Наряду с этим, существует здание дворца Дарул Аман высотой более 12 м и постаментом высотой около 6 м, дает нам смелость предложить дальнейшее развитие 3го этажа основного выставочного пространства по вертикали. Выделенный под строительство 16000 м2 участок нами был поделен на зоны, согласно указанию по дизайну, а именно: с юга участка расположившийся главный вход с воротами, устойчивыми к взрывам, включая транспортный трап во двор сервисных служб, безопасный въезд для разрешенных на территорию транспортных средств. Ширина дороги въезда и основных внутриплощадочных дорог варьируются от 7.5 до 9 м (для обеспечения безопасного движения пожарных и т.д). Наше проектное предложение предусматривает также периметровую стену высотой 4.5м, глухую, бетонную с включением кирпичной декоративной кладки верхней части стены. Предполагается 7 сторожевых башен по всему периметру ограждающей стены. На восточной части располагается паркинг для 40 машин и 3-х туристических автобусов с местами беспрепятственного поворота машин и безопасного расстояния до Контрольного центра для посетителей (обособленный контр. постом, защищённый вход со скрининг-контролем пешеходов, посетителей и сотрудников).

Ориентир музея, так же как и ориентир дворца Дарул Аман, завершает градостроительную перспективу проспекта. Предлагаемая концепция предусматривает органичное продолжение городской ткани, разрушенной за последние годы. Предусматривается организация вертикального сада с оросительной системой на высоте 3х метров, дающая возможность аэрации воздуха. Каждое пересечение водных акведуков будет местом водоемов, фонтанов, скульптурных композиций, музеем под открытым небом, исторические артефакты, позволяющие выставлять их на воздухе также будут выставлены в саду. Освещение памятников и деревьев в ночное время, наряду с водными лотками стилизованными под камень, как в саду Бабура, дадут эффект легкости и свежести для посетителей музейного комплекса. Существующую территорию предусматривается обустроить главной пешеходной осью, шириной 7.5 м и протяженностью 165м, с осветительными столбами в виде прозрачных труб. На пути к основному зданию музея предлагается расположить кафе для школьников и рестораны. Между данными объектами предлагается протяженный водоем длиной 50 м и шириной 7.5 м с включением каменных блоков, облицованных травертином и гранитом, внутренняя часть водоема облицована майоликой и предполагает ночное подсвечивание. Кафе и ресторан решены в виде восточных айванов со своим внутренним миром, здесь же предлагается проведение встреч. Торцевую стену музея предлагается декорировать также водопадами и трубами в виде дождя по всей высоте, также устраиваются места для новых деревьев. Это будет первый пункт ознакомления с философией «парадайса», места «райского сада». В свою очередь для снабжения и обслуживания различных зон музея хозяйственного блока предусматривается внутрикомплексные дороги двухстороннего движения 90 м. Основной вход к приемно-вестибюльному блоку музея предусмотрен с восточной части. Въезды и выезды в зону паркинга осуществляются с главной магистрали Дарул Аман, Дахмазанг путем пересечения периметровой стены через ворота безопасности. Зона паркинга машин ограждена с видом на музей в виде железного забора, но прозрачного с той целью, чтобы было видно здание музея и сада снаружи.

Благоустройство и озеленение всей территории предусматривает организацию и эксплуатацию крыш-платформ, террас, кровли музея и смотровых площадок.   Южная часть музея предлагается устройство амфитеатра на отметке -4.20 с открытыми площадками для спектаклей и проведения поэтических вечеров (мушаэра), а также музыкальных и народных представлений.

Задняя сторона (западная) предназначена для доступа сервисных служб и обеспечения офисным оборудованием. Там же располагается грузовой причал для сервисных служб, а также пандус, ведущий к зоне №5 (агрегатное оборудование).

В юго-западной части предлагается пандус для грузовых машин сервиса основного хранилища. Зона №2. Ширина дороги 7.5м

Существующее здание старого музея предлагается интегрировать в общий процесс комплекса, а именно как это уже описывалось выше с северной стороны благоустроить в ансамбле с кафе и рестораном, водоемом и садом, а также превратить его в административный и образовательный центр связи с музеями из остальных провинций Афганистана. Вокруг этого здания также будут дороги с твердым покрытием с возможностью доступа транспортных средств. Старое здание, кафе для школьников, ресторан и водоем также предполагает включение в этот ансамбль компонентов восточного базара, ремесленных мастеров народно-прикладного искусства, торговые лавки, предметов старины и сувениров, книжных ярмарок. Музейную коллекцию королевских автомобилей, локомотивов, кареты предлагается перенести в северо-западную границу выделенного участка.

Архитектурный генплан.

1) Стратегия архитектурного генплана подразумевает поэтапное строительство музея. Увеличение помещений музея для хранения и выставления коллекций. На планах помещений мы показали резервные территории расширения основных фондов хранилищ постоянных коллекций на 1800-2000 м². Это горизонтальное расширение подвальных помещений в пределах границ участка в южном направлении. В рамках расширения и увеличения экспозиций на 2-м этаже предусмотрено увеличение помещений постоянных действующих экспонатов с 1800 м² до 4000 м². по вертикали (строительство ещё одного этажа) или по горизонтали в северном направлении по блочно (дополнительные площади возможно присоединить как это показано на диаграмме расширения).

2) Предлагаемый проект подразумевает поэтапное строительство всей инфраструктуры музейного комплекса, а именно:

- на северной стороне ниже уровня на отметки – 4200 запланировано помещения для резервного генератора 92 x 16, системы пожаротушения (противопожарные резервуары 15 x 6 м, 2 шт) насосная 10 x 6 м, трансформаторная подстанция на южной стороне за № по генплану.

3) Циркуляция на территории музея и всей площади осуществляется, как показано на диаграмме путей сообщ., как горизонтальных связей, так и вертикальных, в частности, это пандусы для машин, лифты для пассажиров, лифты для грузов, пандусы для инвалидов, внутриплощадочные дороги для грузовых и легковых машин, различные коридоры и переходы и т.д.

4) Концепция ландшафта – устройство вертикального сада с системой орошения, переход от плоской концепции ландшафтного дизайна к объёмной и в результате появления принципиально новой концепции висячих садов водного периметра в отношении сада.

5) Связь с соседними участками, в частности, с национальным институтом археологии, после его восстановления, предлагается подземный защищённый тоннель, связанный с основным хранилищем на уровне – 4200.

Детальный дизайн здания для нового комплекса музея

В соответствии с программой функциональных пространств и зон музея наш проект предлагает следующие объёмно планировочные решения:

Зона №3   Зона для посетителей

- на восточной стороне выделенного участка располагается зона для посетителей. Прежде чем посетители войдут в фойе/ холл для прибытия, главный вход предваряет открытое пространство с навесом в виде структур (мембран). О конструкциях мембран см. ниже.

Предварительные встречи групп посетителей у главного входа в музей обусловлено дополнительным контролем и необходимостью досмотра. Здесь же на огромных сенсорных экранах будут анонсироваться программы выставочной жизни музея, основные направления движения в музее, тематическая компоновка внутреннего пространства.

- внутренняя часть музея начинается в холле/фойе, где также находится информационная билетная зона, рецепшн и гардеробная.

- защищённая зона в холле с местами для сидения начинается после фойе/холла. Границей между двумя пространствами служат прозрачные стены из стекла, обрамлённые мониторами и дисплеями LED, дающих дальнейшее представление о направлении и устройстве музея.

- правая сторона от рецепшн выходит на внутренний остеклённый двор … Здесь находятся все санитарные узлы (в частности для инвалидов), комната оказания первой мед. помощи, стол для пеленания младенцев, комната для экстренных ситуаций, мед. бокс.

- в этой же части находятся помещения лекционного зала, а также детский музей. Все эти помещения объединены общим двухсветным открытым двориком с водоёмом, водопадом и деревом.

- помещение центр. атриума объединяет внутреннее кафе с прилавком, центральным фонтаном в виде квадрата, парадной лестницей, ведущей на второй этаж, сувенирный отдел музея и соседствует с библиотекой/ архивом, с зоной WI-FI. Это центральное место музея. Отсюда на 360 гр. видны огромные мониторы (HD дисплеи), представляющие в новом формате всё богатство музейных экспонатов, иногда в разных ракурсах. Размеры экрана дисплея 3 x 3 м., следовательно, любая деталь из огромного колличества экспонатов будет выгодно представлено посетителям музея. Здесь начинается последовательное знакомство с экспозицией музея , могут быть представлены научно-популярные фильмы о традициях, социальной жизни Афганистана, история возникновения тех или иных способов производства ковров, предметов обихода, народных музыкальных инструментов, гончарных изделий, ювелирных украшений, а также история оружия в разные эпохи. Сам атриум послужит местом презентаций встреч разных социальных групп населения из провинций, других стран, открытия выставок, конференций и т.д.

Зона №1   Зона пребывания публики

- двигаясь в южном направлении в левой стороне атриума расположилось выставочные залы для сменяющихся выставок, которые плавно перетекают в пространство для выставления негабаритных (очень высоких и широких) экспонатов, т.к. уровень пола в данном месте снижается на 1.5 м., затем рядом находится пандус, объединяющий нижний ярус уличного театра, с внутренними выставочными помещениями.

Выставочные пространства для постоянных выставок находятся в основном на 2-м этаже (+ 4200). Наряду с галереями шириной в 7.6 м. здесь расположились, пространства поделённые по темам.

Основными галереями являются:

- период Ахеменидов 850 м²

- период Тимуридов 340 м²

- период Кушанского царства 340 м²

- период раннего ислама 340 м²

- бронзовый и каменный век 120 м²

- этнологическая коллекция 120 м²

- новая история Афганистана

Все эти помещения обеспечены выходом на 2-х светные остеклённые круглые дворики, которые дают дополнительное световое освещение и вентиляцию музея. Рядом с ними находятся соединительные зоны для отдыха и осмысления увиденного. Все эти пространства обеспечены лестничными маршами, лифтами и сан. узлами. Дополнительно в связи с возможностью вертикального блочного расширения количество лестниц и лифтов мы предлагаем увеличить в 2 раза по сравнению с заданием на проектирование. Все галереи перекрыты специальными потолками-кассетами, которые расчитаны на комфортное пребывание публики, но в большей степени отвечают стандартам сохранениям музейных экспонатов. Световое обеспечение, инсоляция также предусмотрены в используемых потолочных системах. Над галереями расположилась используемая плоская крыша, с благоустроенными зелёными смотровыми площадками и панелями использования солнечной энергии. Надо отметить, что внутренние дворики круглые в плане являются естественными колодцами сбора дождевой воды, которая будет использоваться вторично.

Зона №4   Непубличное, неколлекционное пространство.

Располагается в соответствии с функциональными задачами на первом этаже. Объединена общим круглым двором, открытым для прохода. Проход с южных ворот обусловлен программой функциональных пространств и служит для персон VIP, администраций, попечителей, волонтёров, а также персонала, связанного с отделом коллекций выставок и т.д. Левое крыло этой зоны занимает службы приёмной, дирекции. Правое крыло зоны занимают и т.д. (мы сами напишем). Через широкий проход (коридор шириной в 3 м.), левое крыло этой зоны связано с задним двором доступа для сервисных служб, через который проходит пандус для грузовых автомобилей, связанных с подвальным этажом, где располагается агрегатные помещения.

Зона №2   Зона не посещаемая публикой

Зона занимает подвальную часть на уровне -4.2 м. сообщается с уровнем 0.00 через пандус для грузовых машин. Начинается эта зона с помещения инспекции , упаковочной мастерской, помещения приёма отправки. Грузовые машины могут бесприпядственно развернуться в подвале. Там же располагается офис перевозок, мастерских для хранения материалов для консервации, лаборатории консервации реставрации, мастерская для грязных, влажных работ. Возле грузового лифта, рядом с вышеуказанными помещениями находится мастерская по подготовки выставок. В свою очередь этот лифт напрямую связан со вторым этажом, а именно с зоной №1. Основные хранилища постоянных коллекций через широкие коридоры и лестницы связаны с вышеупомянутыми помещениями. Здесь находятся основные экспонаты, разделённые по категориям (скульптура, живопись, оружия, гончарные изделия, ковры, монеты, ювелирные изделия). Всё это находится под пристальным контролем помещения для охраны (мы сами напишем). И связано с 1-м этажом (зона №4).

Зона №5   Зона циркуляции, агрегатных помещений, лифты.

Граничит с зоной №2 (агрегатные помещения), находятся в подвальной части. Снабжение идет через группу лестниц и лифтов. В зону циркуляции входят все пандусы в подвальный этаж, пандус для посетителей музея, ведущий в амфитеатр, все дороги для пожарных машин вокруг музея.

Зона №6   Внешние службы.

Согласно руководству по дизайну место для автотранспорта и трех туристических больших автобусов в нашем предложении находятся на восточной стороне и ограничена глухой стеной с возможностью въезда и выезда автомашин через контрольно-пропускной пункт, дополнительно она ограничена прозрачно-металлической решеткой с видом на музей. Там же располагаются контрольный центр для посетителей, обособленный контрольный пост, защищенный вход со скрининг контролем пешеходов, всех посетителей и сотрудников. Рестораны и кафетерий для групп школьников объединены общим водоемом и северной стороной старого музея в один ансамбль. Этот ансамбль обеспечен подъездными путями со стороны сущ. музея, сан. узлами, отдельно для женщин и мужчин, мест личной гигиены и оказания первой мед. помощи, сан. узлами для инвалидов. Садово-парковый ансамбль обеспечен оросительной системой и предполагает места для отдыха возле водоемов, памятников. Для этого через каждые 50 метров запроектированы скамейки для отдыха, фонтанчики с питьевой водой. Возле ворот предлагается малая зона мест первичного отдыха после прохождения скрининг контроля.

Зона №7   Нестандартное механическое, электрическое и сан.техническое оборудование.

Согласно сущ. сетям трансформатор мы разместили на южной стороне, где они примыкают к периметровой стене между контрольными воротами VIP и сущ. зданием музея. Резервные генераторы, системы пожаротушения, противопожарные резервуары, насосная предлагается расположить на северной стороне в подвальных помещениях. Эти помещения будут изолированы на уровне -4.20 и будут граничить с зоной №5 и зоной №2.

Структура

Пространственная структура из металлических стрежней в виде кубов, обтянутых эластичной мембраной будет располагаться над зданием основного музея. Она дает возможность перекрыть пролет длиной в 130м и шириной в 85м соответственно. Высота данной конструкции ___м. Являясь легким соединительным звеном во всей композиции простого 2-х этажного объема, конструкция имеет ряд практических задач, а именно: защита от осадков большей части музея, изоляция от солнца, пыли, воды и холода. В нижней части структуры предлагается облицовка травертином по металлическому каркасу. С переходом выше отметки +9.00 м структура перетекает в эластичный сверхпрочный кровельный материал из композитных панелей. В южной стороне структура уходит своими стенами ниже уровня земли на 4.20 м. Особенность нашего предложения состоит в комбинации современных технологий и имитации традиционных каменных стен жилой застройки Кабула. Внутренняя часть (интерьерная) структуры в зависимости от ситуации может быть изменена и покрыта светодиодными HD-дисплеями, что даст возможность работать всей структуре как большой экран для презентации музейных экспонатов, тематических фильмов, всего спектра культурных новостей.

Эффект присутствия, соучастия вполне можно достичь современными приемами видео и аудио проекции на внешние стены данной структуры. Ее достоинства легкость возведения, малые энерго затраты, способность видоизменяться в различных ситуациях (времена года, время суток, тема дня и т.д.). Размеры структуры позволяют работать ей как зрительный ориентир задолго до того как Вы окажитесь в музее. Открытость местности и сравнительно ровный рельеф позволяет зданию музея стать ориентиром в районе с разрушенной системой. Таким образом музей становится первым шагом в поэтапном развитии всего этого района. Особо важное значение приобретает музей как информационное, культурное и социальное событие, которое способно производить минимальными средствами незабываемый визуальный эффект как символ нового мышления, мышления созидания и возрождения.

Основные конструктивные решения

Конструктивная схема здания представляет собой монолитный рамно-связевой ж/б каркас. Каркас с жесткими соединениями ригелей, сеткой колонн отстоящих на 11м. Все монолитные ж/б диафрагмы жесткости по всем осям имеют толщину 400 мм по всем этажам музея. Фундаменты монолитные ж/б свайные объединённые общей монолитной плитой. Перекрытия монолитные, лестницы, площадки, косоуры тоже монолитные ж/ б с опиранием на ж/б каркас. Лифтовые шахты монолитные ж/б для 2-х видов лифтов пассажирские на 10 персон и грузовые. Наружные стены – смешанная техника из стекла и бетона. Перегородки ж/б с усиленным металлокаркасом, крыша вентилируемая ж/б с мягкой кровлей, фасады – смешанная техника выполнена в виде независимой оболочки из стекла различной прозрачности, а также из бетона облицованным травертином, гранитом. Стержни пространственной структуры выполнены из легких и прочных материалов титан, дюралюминий. Все тело структуры это оболочка из гибкого теплоизоляционного и гидроизоляционного материала. Они выполняют несколько задач: теплозащита, светорегуляция , декоративность – создает переливчатость и легкость объема здания. Днем оболочка пропускает свет внутрь, вечером и ночью светиться изнутри. Оболочка пространственной структуры крепится к основному 2-х этажному ж/б каркасу и представляет собой дополнительную сейсмостойкую конструкцию. Лифтовые шахты и лестничные марши также являются дополнительными ядрами жесткости в общей конструкции поддержки пространственной структуры. В свою очередь эти лифты – шлюзы обеспечат тех.обслуживание HD дисплеев подвешенных к структуре.

О себе:

Фарход Мусаков (архитектор),

закончил Ташкентский Политехнический Институт в 1992 г.,

мне 41 год, директор Частной студии “Мастер-Дизайн”.

Живу и работаю в Ташкенте, Узбекистан.

Работа Фархода Мусакова опубликована

здесь   , здесь     и здесь   .

9 августа 2012   автор: admin    Архитектура

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.