Конкурсная работа Бурдановой Елены. Синагога. Саратов, Россия.

196-aя кoнкурснaя рaбoтa пришлa к нaм из Сaрaтoвa, Рoссия. Выпускницa СГТУ СAДИ пo спeциaльнoсти aрxитeктoр–дизaйнeр Елена Бурданова спроектировала синагогу для Саратова, Россия. Обсуждение конкурсного проекта идёт в наших группах в социальных сетях.

Номинация: Архитектура


Проект имеет социально-религиозную направленность и обусловлен необходимостью создания в городе здания синагоги отвечающего требованиям местной общины и религиозным канонам.

В основу проекта легли подлинные конструктивные планы строящегося здания синагоги на ул. Посадского 208. Здание было спроектировано и начато строительство в 2005 году. Через год строительство заморожено. В 2009 году было возобновлено строительство, созданы новые объектно-планировочные решения здания, более отвечающие требованием общины.

В проекте отсутствовала часть, а именно разработка отделки фасадов и проекта интерьеров синагоги.

Проанализировав аналоги синагог построенных с   I   века н.э.   и по современный период. Учитывая особенности Саратовской архитектуры и преемственность   традиций в общине, в проекте было принято решение о мавританской стилистики здания. Что является непосредственной преемственностью, так как в городе до 1917 года существовали две синагоги. Обе были выполнены в мавританском стиле,   но в разных материалах: в камне и в дереве.

В работе выполнена перепланировка внутренних пространств, помещений, с учетом их функций. Разработаны решения фасадов в мавританском стиле. С использованием известкового камня двух цветов – отделка основных элементов фасада. Так же разработано новое конструктивное и архитектурное решение купола с декоративными внешними кессонами. Тщательно продумана входная зона в здание неглубоким порталом. Не маловажной деталью являются окна с арочными элементами и полуколоннами в мавританском стиле.

В интерьере входной зоны-холла, так же прослеживается восточная стилистика. В отделке резных решеток, облицовке стен натуральным камнем и использование символики в орнаменте на стенах. Украшением холла является панно – инкрустация по камню. В здание синагоги основной смысловой и планировочной объем является молельный зал. Стилистика зала перекликается с фасадом здания. Выполнен также в мавританском стиле. Используется в отделке помещения натуральный камень – стены и дерево – мебель, что является взаимосвязью с отделкой двух предыдущих синагог.

Каждый элемент интерьера наполнен смыслом. Стена, у которой находится Арон Акодеш имитирует Западную стену храмовой горы в Иерусалиме. Окно роза украшено решеткой с Маген Давидом («Звездой Давида») и стилизованным цветком ириса. Подобный цветок в орнаментарном исполнении на росписи купола – символ звезды Давида и единение народа у ашкеназов (западно-европейских евреев).Эти элементы появляются в ограде балконов и в украшении Бимы и стульев в интерьере.

Планировочное решение интерьера полностью отвечает требованиям и канонам предъявляемыми евреями-ашкеназ. Арон Акодеш ориентирован на Иерусалим, Бима находится ближе к Арон Акодеш.

Эзрат Нашим – балкон для женщин, ориентировка мест для людей в сторону Арон Акодеш.Место хазана(кантора) и раввина по бокам от Арон Акодеш. В интерьере воссоздается атмосфера утраченная после разрушения старинных синагог, за счет устройства Арон Акодеш в классическом стиле.

В основу проекта легло несколько основных тезисов:

1. Смысловая и визуальная связь с землей Израиля (Элементы, детали, материалы)

2. Преемственность с историей общины

3. Историческая и визуальная связь с мировой историей западноевропейских евреев

Удобство в эксплуатации здания, учет желания членов общины.

На проект выбран строящийся объект в центральном районе г.Саратова в жилом квартале на углу ул.Посадского и ул.Чапаева. Квартал представляет собой разрозненную объемно-планировочную композицию из девяти этажных домов и частного сектора.

Строящейся объект находится внутри пространства квартала, так как строиться непосредственно за существующей синагогой, которая будет демонтирована по окончании строительства.

Для строящегося здания синагоги было создано в разное время два разных проекта, сильно друг от друга отличающихся.   Был выполнен проект в постмодернистском стиле в 2005 году. Было начато строительство.

Но проект был отклонен членами общины. Возникли пожелания изменить планировочную структуру. А так же выполнить проект в более привычном и традиционном стиле для саратовских синагог – мавританском стиле. В 2009 году был создан новый проект с учетом требований, было возоблено строительство. Так же в этом году было мной предложено в рамках дипломного проекта разработать интерьер молельного зала и фасадов синагоги. В связи с отсутствием в существующем проекте раздела на отделку внутренних помещений здания, а так же возможность иметь альтернативные решение фасадов.

В дипломном предложении по проекту синагоги. Были изменены пространственные решения помещений синагоги. А именно; обеденного зала, кухни, входной зоны, зоны занятий и библиотеки, детских помещений, сан. узлов, и гостевых номеров. Все изменения были произведены в рамках существующей конструктивной системы здания. Было выполнено предложение по другой, отличной системе купола. Купол ребристый выполнен из системы ферм, отделка купола торкет бетоном по металлической сетке с декоративной выемкой в виде кессонов.   Купол имеет двухслойную систему, внешний и внутренний купол. Внешний купол имеет значительно большую стрелу подъема. В отделке фасада используется натуральный известковый камень трех оттенков, шлифованный и не шлифованный.

Окна, карнизы выполнены в мавританском стиле. Был увеличен входной портал и добавлены фланкирующие башенки на главном фасаде. Весь облик здания, каждая деталь имеет свой исторический или сакральный смысл.

Зал и атрибутика полностью соответствуют канонам, предъявляемым к строительству и оборудованию синагог, так же есть смысловая связь с историей саратовской общины.

Арон Акодеш имеет классическую форму, схожую с Арон Акодеш в синагоге на ул.Гоголя до погрома в 1905 году. Так же имеется схожесть с Арон Акодеш в стариной синагоге Иерусалима Хувре. Это является связью Саратова и города древней святости. Стена у которой находится Арон Акодеш ориентирована на храмовую гору и имеет подобный камень как на западной стене.

Все стены и колоны отделаны камнем как строятся здания в Израиле.

Интерьер наполнен предметами имеющими в отделке смысловую атрибутику: Маген Давид, цветок ириса, эти символы используются в орнаменте решетки на балконе, на боковых сторонах стульев и бимы. Стилизованный символ ириса, распространен у евреев западной Европы – ашкеназов, и используется в росписи купола. Пространство под куполом – основное пространство действия при молитве. Здесь находиться бима, на которую выкладывают из Арон Акодеш свиток Торы. Рядом находиться место раввина и место кантора. На стене справа укреплен Нер Тамину – неугасимый светильник, символ свечей в Храме. Около него минора. Под куполом подвешена большая флорентийская люстра с хрусталем для создания торжественности и яркости освещения. На колоннах в таком же стиле светильники. Все остальные осветительные приборы спрятаны в декоративные короба. Чтобы не отвлекать людей во время молитвы. Это имеет и сакральный смысл. Там где Тора, там яркий свет святости и знания. Чем дальше от нее тем менее яркий свет и он не виден людям. «Свет видимый – только истинный свет Торы». Отделка пола плиткой так же концентрирует внимание на центре помещения с Бимой и Арон Акодеш. Полосатые стены в мавританском стиле, связь с востоком и посыл к будущему возвращению народа в Землю Священную. Детали и мебель полностью разработаны для данной синагоги. Стулья соответствуют требованиям предъявляемой общиной. А именно, наличие в конструкции мобильной подставки для книги, и персонального ящика.

О себе:

Бурданова Елена Юрьевна.

Выпускница дизайн-лицея №8 г. Саратова по специальности дизайнер в 2001году (красный диплом).

Выпускница СГТУ САДИ по специальности архитектор–дизайнер в 2011 году (красный диплом).

Имею опыт работы в строительстве и архитектуре, а также в наружной рекламе и   полиграфии.

Контактная информация:

elenaburdanova10@gmail.com

тел. 89085529579

Работа Бурдановой Елены опубликована

здесь , здесь и здесь .

9 января 2013   автор: Arhinovosti Ru    Архитектура

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.