Код города. Суздаль.

Мaшинa oстoрoжнo прoбирaлaсь сквoзь пaдaвший снeг, и мы нeзaмeтнo въexaли в… какой век? Семь часов вечера – вокруг ни души, избы едва видны за сугробами. Только электрический свет низких фонарей обнадеживает – перемещения во времени не происходило. Мы в пространстве под названием Суздаль.

Соборная колокольня приветствует нас боем старинных часов. Их недавно отремонтировали, и теперь они отбивают каждую четверть часа. Рядом с колокольней, под лучами прожекторов, блещет звездами на синих маковках Рождественский собор – старейшее здание Суздаля. Собор трижды отстраивался заново и претерпел бессчетное количество переделок. Но в 60-х годах прошлого столетия обстройки были снесены, и сейчас здание обрело вид 16 века.

И собор, и колокольня входят в исторический комплекс под названием «Суздальский Кремль». Отсюда, от излучины реки Каменки, и начал строиться город. Собор окружают Архиерейские палаты – вытянутые каменные строения 15-18 веков. К ним в любое время стекаются туристы, порой по три раза на дню. Секрет посещаемости прост – в стенах палат спряталась трапезная, яства которой мы до сих вспоминаем с наслаждением. Паштет из зайчатины, поросенок с кашей, стерлядь с грибами, блины с медом и кедровыми орешками – читаешь меню, словно книгу Елены Молоховец.

Вышли мы из ресторана сытые, обмякшие, довольные, встали на вершине земляного вала, окинули взором открывшийся простор и, будто из сказки, нарисовалась из темноты чудесная деревянная церквушка. Все-таки мы – в восемнадцатом веке. Тогда в селах возводили так называемые «клетские» храмы, близкие по способу постройки к деревянной избе. Никольская церковь состоит из двух срубов – «клетей разного размера»; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполнявший роль трапезной. Церковь перенесли в Суздаль из села Глотово.

Следующий день начался с падающего прямо над кроватью снега. Комната в гостинице нам досталась с видом на небо. Окно в потолке и мы окончательно потерялись во времени и пространстве. Снег следовал за нами по всему Суздалю, то исчезая на время, то осыпая нас хлопьями: вновь мимо Суздальского Кремля, теперь дневного, мелькающего за деревьями;

мимо уже каменой Никольской церкви, построенной после пожара 1719 года по новому тогда типу посадского храма, трехчастно-осевому, состоящего из основного объема, колокольни и трапезной, сейчас нуждающейся в реставрации;

мимо Ильинской церкви (1744), стоящей на берегу реки Каменки с разрушенной в советское время колокольней;

через Гостиный двор – тянущиеся друг за другом здания торговых рядов – сюда, как на бульвар, выходили прогуляться и обменяться новостями горожане 19 века; по центральной улице Ленина (только название этой улицы и следы от разгромов церквей напоминают в этом городе о двадцатом веке) мимо многочисленных церквей, отчасти отреставрированного Ризоположенского монастыря, до крайней пары церквей – Смоленской и Симеоновской (первая половина 18 века).

Эта пара стоит напротив Спасо-Евфимьева монастыря. И здесь нам хочется задержаться. Монастырь был основан в 1352 году, тогда он находился еще за пределами города и выполнял функцию форпоста. Его стены (17 век) отлично видны со стороны реки, они впечатляют своей протяженностью. Это стратегически выгодная позиция: обрывистый берег становился дополнительной защитой.

В крепостные стены встроены мощные оборонительные башни.

Внутри монастыря особенно тихо: то ли снег припорошил время, то ли время слилось в одну точку. От входа дорожка ведет к Спасо-Преображенскому собору – центральному сооружению монастыря. Массивный собор увенчан пятиглавием.

Перед собором стоит необычная для русской архитектуры звонница. К столпообразной церкви 16 века пристроены еще три высоко поднятые арки звона. Образовалась трехпролетная галерея звонов, украшенная весьма разнообразно.

Рядом – Успенская церковь, сочетающая в себе церковь и трапезную палату (1525 год).

С холма открывается вид на Покровский монастырь (1364 год). Сюда в 16 веке ссылали опальных женщин из знати. Первая жена великого князя Василия 3 – отца Ивана Грозного, после обвинения в бесплодии была вынуждена принять здесь постриг.

А эти свежие деревянные постройки заставили нас поломать голову: что за сооружение воздвигают суздальцы?

И только спустя два года мы, посмотрев фильм Павла Лунгина «Царь», разгадали тайну деревянных сооружений. Это декорации к съемкам о жизни Ивана Грозного. В гостинице, где мы остановились, как раз проживали две съемочные группы: уже упомянутого фильма и фильма Кирилла Серебренникова «Юрьев день». Да и где еще снимать историческое кино, как не в Суздале, где запрещены здания выше трех этажей, а жилые строения – в основном простые русские избы, где жители знают друг друга в лицо и могут рассказать историю семьи всех своих соседей, где пространство словно сон, в котором исторические персонажи приобретают реальные черты. И только за пределами города часы вновь начинают отстукивать – очнись, сейчас 21 век.

Автор статьи: Мария, г. Москва.

11 января 2010   автор: 001blond    Код города

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.