История Петербурга. Часть 3.

В 1737 гoду в цeнтрaльнoй чaсти Пeтeрбургa случился грaндиoзный пoжaр, во время которого сгорели Адмиралтейская слобода и прилегающие к ней кварталы в районе Мойки. Эту освободившуюся территорию было решено спланировать исходя из ранее намеченной радиально-кольцевой планировки. И если еще при Петре была задумана средняя лучевая магистраль – Гороховая улица, то теперь ее проложили от Адмиралтейской башни вплоть до Фонтанки. Одновременно проектировались новые кольцевые проезды – Большая Морская и Казанская улицы.

Параллельно с планировочными работами Комиссия строений руководила частной застройкой и составляла проекты наиболее выдающихся общественных зданий.

Большой интерес представляет попытка комиссии организовать силуэт Петербурга путем установления «красных линий» по высоте. Чтобы упорядочить застройку на главных улицах столицы и вместе с тем осуществить постепенный переход от малоэтажной застройки на окраинах к многоэтажным домам в центре, комиссия разделила Невский проспект на ряд взаимно связанных звеньев.

На перегоне от Караванной улицы до Казанского моста (через Екатерининский канал) сооружались жилые дома в один этаж; далее (вплоть до Мойки) строились дома «на погребах», и, наконец, перед выходом Невского проспекта на Адмиралтейский луг намечались дома в два этажа. Таким образом, силуэт Невского проспекта решался ступенчатой линией, которая повышаясь от периферии к центру, подводила к Адмиралтейской башне, заново перестроенной Коробовым в 1732-1738 годах.

Крупнейший архитектор 20-х и 3-х годов 18 века Михаил Григорьевич Земцов, как и Трезини, был скорее мастером церковных колоколен, чем самих церквей. Земцов соорудил в Петербурге церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте и церковь Симеона и Анны на Моховой. К сожалению, церковь Рождества Богородицы не сохранилась, на ее месте в 1801-1811 годах Воронихин построил Казанский собор.

Однако множество шпилеобразных вертикалей создавало ощущение монотонности. Поэтому уже в 1740-х годах появилась мысль разнообразить силуэт Петербурга путем применения контрастных им купольных форм.

Если главным строителем Петербурга в 30-х годах 18 века был Земцев, то в 40-х и 50-х годах главенствовал Растрелли. К нему после смерти Земцова (1743 год) перешли по наследству незаконченные земцовские постройки, среди которых выделялся Аничков дворец. Этим дворцом оформлялся главный въезд в Петербург, так как к 1750-м годам застроенная территория едва достигала Фонтанки. Решая композицию дворца, Растрелли выделил домовую церковь высокой ребристой крышей, увенчанной куполом, и в интересах симметрии ответил ей аналогичной надстройкой на противоположном поперечном корпусе здания. Так зародился характерный для Растрелли прием выполнения дворцовой крыши, своеобразно повторенной в Петергофе и в Царском Селе.

Пышные дворцовые крыши Растрелли внесли много нового в силуэт Петербурга, однако Растрелли этим не ограничился и в своих церковных застройках стал применять высокие и мощные купола. Первым пятикупольным сооружением Растрелли был Смольный монастырь, построенный близ Невы на восточной окраине города в 1746-1751 годах. Приблизив вплотную к громадному куполу четыре башни, в свою очередь увенчанные малыми куполами, Растрелли создал исключительно живописную композицию.

Не менее значительным вкладом в архитектуру Петербурга был Зимний дворец, построенный Растрелли в 1754-1764 годах. В связи с сооружением Зимнего дворца появился проект Дворцовой площади с конным монументом Петра I и циркульной колоннадой. Этот проект не получил осуществление, но тем не менее формирование ныне существующей Дворцовой площади началось, так как Зимний дворец оформил главную сторону площади своим богато решенным фасадом.

По материалам книги:   А.В. Бунин “История градостроительного искусства”.

Продолжение здесь.

15 февраля 2010   автор: Hacbka    Код города

Источник: www.arhinovosti.ru.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.