Что будет с аэропортами «Борисполь» и «Львов» в случае концессии

06.07.2017, 11:30
Oксaнa Гришинa52234Чтo будeт с aэрoпoртaми "Бoриспoль" и "Львoв" в случae кoнцeссииПравительство неожиданно решило после корпоратизации аэропортов "Борисполь" и "Львов" отдать их в концессию международному операторуОчень новый поворот

5 июля стало известно, что украинский Кабмин принял решение кардинально поменять стратегию развития двух государственных аэропортов страны: «Борисполя» и «Львова». Своим протокольным решением, принятым на заседании 4 июля 2017 года, правительство одобрило предложение о передаче обоих предприятий в концессию.

Эта новость стала совершенной неожиданностью не только для рынка, но и для самих аэропортов. Буквально за день до правительственного заседания состоялась встреча премьера Владимира Гройсмана и министра инфраструктуры Владимира Омеляна с представителями аэропортов и экспертами отрасли, где обсуждались различные вопросы, но тема концессии не поднималась вообще.

«Обсуждалась необходимость корпоратизации аэропортов, на нее отводился год. Из больших плюсов – было решено, что дивиденды не будут перечисляться в бюджет, а пойдут исключительно на развитие «Борисполя» и «Львова». И это значительные суммы, нет необходимости привлекать кредиты», – рассказал директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Более того, эксперт сообщил, что днем позже, то есть 5 июля, он задал прямой вопрос одному из правительственных чиновников о том, когда возможна концессия или приватизация госаэропортов, и услышал в ответ, что в ближайшие три года этот вопрос неактуален.

Владимир Омелян в комментарии ABCnews отметил, что противоречия никакого нет.  «Сначала корпоратизация, потом концессия. Если Верховная Рада даст разрешение, то мы будем искать международного оператора. Но это точно не завтра и не в ближайшие годы», – рассказал он.

Большой вопрос

Экспертов удивляет сама постановка вопроса о передаче в концессию «Борисполя» и «Львова». «Вопрос, что понимают под концессией у нас и что – за рубежом. За рубежом сдают в концессию, когда есть жесткая потребность в развитии инфраструктуры, но нет желания или возможностей тратить на это бюджетные средства. Поэтому объявляется конкурс и объект передается в концессию. В украинском же варианте, который пытаются продвигать, существующие объекты, построенные за государственные или привлеченные государством средства, передают в управление частной структуре, а та будет зарабатывать на этом деньги. Как будто это будет выгоднее, чем то, что делает госпредприятие. Боюсь, мы увидим второй сценарий: расходы государственные, а доходы пойдут частнику», – прокомментировал ABCnews ситуацию председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации «Аэропорты Украины» Евгений Трескунов. 

Эксперт подчеркнул, что и «Львов», и «Борисполь» показали в прошлом году отличные результаты, нарастив пассажиропоток на 50% и 40% соответственно, и приносят прибыль. «Если неавиационные доходы, которые получают аэропорты, и дивиденды оставлять им, то средств на развитие достаточно. Пассажирский терминал новый, взлетно-посадочная полоса новая.  Что и кому сдавать в концессию в этих аэропортах? Во Львове разве что нужен грузовой терминал, но тогда в концессию сдается участок земли с целью реализовать эту задачу», – пояснил Евгений Трескунов. 

Эксперт задается вопросом, зачем вообще затевать этот процесс. «Разве, чтобы о результатах работы «Борисполя» и «Львова» спрашивали не министерство, а управляющую компанию», –предположил Евгений Трескунов. 

Нужно выбрать

В «Борисполе» неожиданную новость о предстоящей концессии предприятия восприняли сдержанно. Главное, как считает гендиректор аэропорта Павел Рябикин, решить, по какому пути развития пойдет предприятие. «Если сейчас новым приоритетом развития обозначаем концессию, тогда есть определенное разночтение с задачей корпоратизации. При корпоратизации разделяется статус имущества, то есть целостный имущественный комплекс превращается в собственность акционерного общества, которое создается, и государственную собственность, которая находится у него в управлении. Таким образом, имущество обретает два статуса. Для концессии же предпочтительнее, чтобы имущество все находилось все в одном статусе, как целостный комплекс», – объясняет он.

Поэтому, считает Павел Рябикин, необходимо определить приоритеты. «Или мы следуем постановлениями Кабмина и продолжаем заниматься корпоратизацией, или определяем это как объект концессии и тогда его надо сохранять в целостном виде до момента передачи в концессию победителю конкурса. Оба сценария развития – и корпоратизация, и концессия – имеют право на жизнь, но нет смысла бежать в разные стороны», — подчеркивает он.

Улучшить хорошее

Владимир Омелян на вопрос ABCnews о том, зачем отдавать новые, приносящие прибыль аэропорты в концессию, ответил, что главная цель – повысить прибыльность этих предприятий. «Чтобы не было источников коррупции и поддержки неизвестно кого. Если вы посмотрите на структуру того, что происходит в «Борисполе» внутри, у вас этот вопрос отпадет. Я думаю, они договориться не смогут так, как сейчас договариваются», – сказал министр.

В отношении «Львова» Владимир Омелян видит логику концессии в том, чтобы улучшить управление аэропортом и за счет этого нарастить пассажиропоток. «Львов должен стать западно-украинским хабом, но тут еще много работы. Директор справляется прекрасно, но она все делает сама. Если аэропорт будет в управлении международной компании, его эффективность вырастет», – считает чиновник.

Решат депутаты

Процесс корпоратизации международных аэропортов «Борисполь» и «Львов» уже начался, он продлится около года. «Укрпочту» мы корпоратизировали за восемь месяцев, с аэропортами этот процесс может пройти и быстрее, было бы желание», — сказал Владимир Омелян.

Когда закончится корпоратизация предприятий, будущее госаэропортов будет обсуждаться заново. Если будет решено, что модель концессии – наилучшая, тогда этот вопрос будет вынесен в парламент. «У нас в законодательстве нет разделения на приватизацию и концессию. Что можно приватизировать, то можно отдавать в концессию. И это оформляется решением Верховной Рады», – резюмировал министр.

Напомним, вчера ABCnews сообщал о том, что «Борисполь» подписал договор с Ryanair.

ABCnews

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.